Главная / Пресс-центр / Отраслевые новости / Минск ищет альтернативные РФ источники поставки нефти через порты Украины и Прибалтики/

Минск ищет альтернативные РФ источники поставки нефти через порты Украины и Прибалтики/

29 октября 2019
"Вопросом альтернативных поставок нефти мы занимаемся не первый год. Рассматриваем возможность поставки сырья из стран СНГ, Ближнего Востока, Африки до наших НПЗ как через украинские порты, так и через порты Прибалтики", - отметила замглавы концерна.

По словам Гуриной, белорусской стороне понятны транспортные коридоры, "однако решение будет приниматься только в том случае, если альтернативные поставки будут экономически эффективны". "Но обращу внимание: по мере осуществления налогового маневра и сближения цены на российскую нефть с мировой ценой привлекательность альтернативных поставок будет возрастать", - сказала замглавы "Белнефтехима". Она также подчеркнула, что "замена российской нефти на какую-либо другую не повлечет за собой изменения качества топлива".

Белоруссия ищет альтернативу российским поставкам нефти в связи с ростом ее стоимости на фоне проводимого РФ налогового маневра в нефтяной сфере. Минск хочет компенсации потерь от ухудшающихся условий торговли нефтью, а Москва в ответ предложила углубить интеграцию в соответствии с договором о Союзном государстве 1999 года. Белорусский Минфин подсчитал, что потери бюджета от реализации налогового маневра в РФ в 2019 году составят порядка $400 млн.

Белоруссия пожаловалась на грязную нефть из России. Как страны решили проблему?
"В втором квартале пришлось снизить загрузку мощностей по переработке нефти [из-за ситуации с "грязной" нефтью], тогда поставки нефти трубопроводным транспортом не осуществлялись, - сказала она. - Был реализован комплекс мероприятий, и сейчас поставка нефти на НПЗ осуществляется на запланированном уровне, по итогам года она составит 18 млн тонн".

По словам Гуриной, переработка нефти до конца года будет осуществляться с учетом складывающейся конъюнктуры рынка и оценки экономических результатов. "При этом выйти на запланированный объем транспортировки нефти пока не удается. Напомню, вследствие изменения условий хозяйственной деятельности "Гомельтранснефть Дружба", связанных с поставками "грязной" нефти, белорусская сторона инициировала внеплановый пересмотр тарифов: с 1 сентября 2019 года тариф на транспортировку нефти по территории Беларуси повышен на 3,7 5%", - сказала Гурина. По ее словам, к вопросу восстановления недополученной белорусским предприятием выручки Минск планирует вернуться при пересмотре тарифов на 2020 год.

"Белнефтехим" в апреле сообщил о резком ухудшении качества нефти, поступающей из России по нефтепроводу "Дружба", который обеспечивает поставки нефти на белорусские НПЗ и ее транзит в Европу через Белоруссию, Польшу и Украину. Транзит и переработка нефти были остановлены, затем возобновлены. Россия и Белоруссия создали рабочую группу по восстановлению поставок нефти по "Дружбе" и оценке убытков, согласовали дорожную карту по замещению некачественной нефти на чистую на белорусской территории. 8 августа Белоруссия сообщила, что полностью завершила очистку магистральных нефтепроводов на своей территории от загрязненной хлоридами российской нефти.

По действующему соглашению, Россия поставляет в Белоруссию 24 млн тонн нефти в год по беспошлинному тарифу, из которых 18 млн тонн направляются на переработку.

"В следующем году пройдет очередной этап налогового маневра в России, прогноз рассчитывается при котировке $60 за один баррель нефти, - сказала она. - Если эта цифра не изменится, цена нефти для белорусских НПЗ вырастет еще на $17,7 за одну тонну. Это один из основных рисков для сохранения конкурентоспособности наших производителей".

По ее словам, главная задача на 2020 год - это обеспечение сбалансированного развития белорусской нефтепереработки и нефтехимии. "Сейчас предприятия разрабатывают бизнес-планы, конкретно рассчитывают стратегию работы, определяют мероприятия по повышению эффективности, резервы снижения затрат, вырабатывают совместно с торговыми компаниями согласованную стратегию экспорта в условиях усилившихся внешнеэкономических рисков, - отметила она.

"Мы очень серьезно мониторим ситуацию у соседей, поскольку она отражается и на нашем рынке. Напомню, мы закупаем российскую нефть по формуле, в структуру которой включены таможенные пошлины, соответственно, от их изменений зависит и цена на нефть для белорусских НПЗ, - сказала Гурина. - Об этом уже не раз говорилось: налоговый маневр ведет к снижению таможенной пошлины и, как следствие, удорожанию нефти для Беларуси".

Она напомнила, что потери от налогового маневра для белорусской экономики за девять месяцев этого года уже составили около $250 млн. "Мы выработали комплекс мер по адаптации к этим условиям, рассчитали модель оптимального развития для НПЗ на 2019-2024 годы в условиях выхода на мировую цену на нефть, - сказала она. - В процессе расчета этой модели определили оптимальную загрузку мощностей в разных условиях, меры по повышению эффективности экспортных продаж, рынки сбыта. Все эти меры направлены на то, чтобы снизить необходимую для эффективной работы заводов цену на нефтепродукты на внутреннем рынке".

По оценке Министерства финансов Белоруссии, суммарные потери для белорусской экономики от проводимого в России налогового маневра в 2019-2020 годах составят $800 млн.